Комплекс обслуживания кондиционера

Диагностика авто кондиционера

Перед процедурой заправки кондиционера необходимо провести его диагностику, целью которой является, прежде всего, проверка всей системы на наличие возможных утечек. На первый взгляд – ничего сложного, но на деле эта процедура имеет множество нюансов, незнание которых в сочетании с несоблюдением элементарных правил может привести в лучшем случае к преждевременному выходу из строя кондиционера. Чтобы прояснить, о чем идет речь, опишем кратко последовательность действий, требуемое оборудование и используемую технологию.

Как известно, природа не терпит пустоты. Автомобильный кондиционер не является исключением – если он по какой-либо причине разгерметизировался, вместо фреона в систему поступает атмосферный воздух, вместе с которым проникает и небольшое количество влаги в виде паров. Вот как раз вода и таит в себе наибольшую опасность для оборудования. Так, если вы проездили всю зиму без радиатора кондиционера, в системе может накопиться достаточно много жидкости. В этом случае можете не сомневаться – самостоятельная заправка кондиционера наверняка закончится с плохими последствиями.

В отдельных случаях при разборке кондиционера из патрубков выливалось до трехсот грамм воды. Нетрудно догадаться, что в системе кондиционирования при минусовых температурах такая жидкость замерзнет, создав пробку для прохождения рабочей жидкости в балансирующий орган ТРВ. Второй негативный момент присутствия воды в системе – возможность распространения коррозии.

Впрочем, и наличие воздуха в системе кондиционирования является очень нежелательным. Все мы из школьного курса химии знаем, что обычный воздух на 70% состоит из азота. Это газ, имеющий совершенно иные физические характеристики, нежели фреон, прежде всего – атомарный вес, из-за которого повышается нагрузка на компрессор. А это ведет к потере мощности кондиционера и более быстрому износу его деталей.

Очистка системы от воды и воздуха производится с помощью вакуумного насоса. Вакуумирование – сама по себе интересная процедура, во время которой можно увидеть, как шланги из толстой резины, которые перед этим не поддавались воздействию усилий рук, на глазах уменьшаются в диаметре и раздавливаются.

Однако вакуумирование требуется далеко не всегда. Например, при дозаправке эту процедуру не проводят. Если систему вскрывали только для того, чтобы поменять одно резиновое кольцо, то насосный агрегат подсоединять тоже не имеет смысла – за столь короткое время наполненная фреоном система вряд ли могла впустить много атмосферного воздуха.

Итак, после проведения диагностики и, в случае необходимости, прочистки системы, в нее нужно закачать требуемое количество газа.

Заправка авто кондиционера

А теперь опишем технологию процесса заправки кондиционера авто фреоном.

Отмеряется этот газ двумя способами. Первый выполняется с помощью электронных весов, на которые устанавливается заполненный фреоном баллон, второй заключается в использовании размерной колбы.

Второй метод считается самым практичным и распространенным. При использовании этого способа фреон в колбу закачивается из ёмкости, причем объём поступившего газа отслеживается по размерной шкале, отградуированной для удобства в граммах. После того, как необходимое количество газа отмерено, открывается краник, и фреон устремляется внутрь автомобильной системы кондиционирования. По причине наличия разбалансирования напора в системе и колбе, газ целиком в систему не помещается. Чтобы решить эту проблему, на размерной колбе имеется нагревательный элемент, который повышает давление газа.

Существует и альтернативный способ заправки кондиционера - через порт обратной трассы при подключенном компрессоре. В этом случае компрессор затягивает фреон самостоятельно. Некоторые системы имеют специальный смотровой глазок, с помощью которого можно непосредственно наблюдать процесс заправки. При необходимости систему вместе с фреоном заправляют ультрафиолетовым красителем или специальным масляным составом. Эта процедура выполняется посредством использования особого инжектора.

Почему так важно точное соблюдение объемов заправки фреоном кондиционера? В системе, заправленной не полностью, неизбежно возникает так называемый масляный голод компрессора. Поскольку в кондиционере масло перемещается фреоном, при недостатке последнего в компрессор попадает масла, меньше требуемого, что приводит к раннему выходу из строя. Не стоит забывать и о том, что недозаправленный кондиционер охлаждает хуже.

При заправке кондиционера авто сверх нормы последствия тоже будут неутешительными. В этом случае в системе возникают повышенное давление фреона, компрессор постоянно работает на грани своих возможностей, в некоторых случаях даже выключается при возникновении аварийного давления. Понятно, что охлаждение и в этом случае будет хуже номинального. Поэтому заправка системы должна происходить при точном соответствии требуемого количества фреона и масла. Для газа типа R-12 необходимо использовать минеральное масло, для R-134a - синтетическое. Имеются в продаже и универсальные масла, которые подходят для обоих газов.

Следует отметить, что некоторые проблемы в работе компрессора и ТРВ могут быть обнаружены только после полной заправки кондиционера авто. Чаще всего это происходит, когда владелец авто продолжительное время ездил с пустым кондиционером. Рассмотрим, например, автомобиль с компрессором Zexel. При длительной езде с разгерметизированной системой внутрь попадают водяные пары, которые привели к коррозии лепестковых клапанов компрессора. И хотя ржавчина успевает покрыть клапана мелким рыжим налетом, не проедая их насквозь, этого достаточно, чтобы компрессия системы заметно упала.

Иногда дозаправка маслом и обязательная принудительная работа компрессора на повышенных оборотах может привести к оживлению кондиционера, когда его охлаждающие характеристики со временем восстанавливаются. Однако подобное «лечение» помогает не всегда.

Один из самых распространенных вопросов, которые задают автолюбители, звучит так: как узнать, каким фреоном заправлен кондиционер его машины?

Здесь мы сделаем небольшой исторический экскурс. В 1992 году ученые впервые предположили, что массовое использование газа R-12 наносит непоправимый ущерб озоновому слою Земли. В результате многочисленных исследований оказалось, что фреон R-134a является безопасным для озонового слоя планеты, поэтому производство R-12 начало с огромной скоростью сокращаться. Согласно технологическим требованиям, система, использующая 134-й фреон, должна иметь несколько отличающиеся параметрические свойства. Например, в состав смеси должно входит синтетическое масло. Система, функционирующая на фреоне R-12, справляется с тяжелыми условиями с помощью добавления минерального масла.

Если систему, использующую вредный фреон, заполнить газом R-134a, вначале никаких изменений заметно не будет. Однако в этом фреоне минеральное масло разводиться не будет, поэтому без полноценной смазки компрессор рано или поздно просто заклинит. Чтобы исключить возникновение подобных ситуаций, компании-производители автомобильных кондиционеров поступили следующим образом: было принято решение внести соответствующие изменения и устанавливать штуцеры для заправки кондиционера 134-ым фреоном принципиально другой конструкции, отличающейся от штуцеров для старых кондиционеров. Штуцеры под 12-ый газ очень похожи на хорошо знакомые колесные ниппеля с колпачком, завинчивающимся сверху. Даже размеры изделий практически полностью совпадают, так что в случае потери ниппеля при заправке кондиционера можно без опасений использовать стандартный колесный ниппель.

В кондиционерах, использующих фреон R-134a, диаметр штуцера намного больше, да и сам он существенно выше. Впрочем, те, кто сталкивался с процедурой заправки автомобильного кондиционера, об этом уже должны знать. Визуально штуцер для 134-го газа напоминает быстроразъемные штуцера для пневматических строительных инструментов. Краник, одевающийся сверху, представляет собой быстросъёмную внутреннюю муфту, которая не закручивается сверху по резьбе, как в случае штуцера для 12-го фреона, а закрепляется с помощью нескольких упоров за специальную канавку, предусмотренную на штуцере. Пластиковые колпачки, защищающие заправочные штуцера на обоих типах систем кондиционирования автомобилей, тоже различаются как по внешнему виду, так и по размерам. Колпачок от системы, функционирующей на газе R-12, практически ничем не отличается от колёсного колпачка. Колпачки от системы, работающей на газе R-134a, напоминают колпачки от зубной пасты, только окрашенные в яркие цвета: красный, черный или синий. Так что с определением типа используемого фреона в вашем автомобиле сложностей возникнуть не должно.

Впрочем, если ваш автомобиль изготовлен до 1992-го года, его кондиционер на 100% работает на 12-ом фреоне. Автомобили выпуска 1994 года и позже работают на фреоне R-134a. Так что все описанное выше пригодится владельцам авто 1992-93 годов выпуска, когда выпускались кондиционеры, работающие на обоих типах фреона.