Замена тормозной жидкости

Плавный и легкий ход автомобиля позволяет водителю наслаждаться во время поездки, радоваться слаженной работе всех систем и механизмов. К сожалению, достаточно часто при этом совершенно забывают о тормозах. Поговорка «Мужик не перекрестится, пока гром не грянет» в полной мере относится к отношению многих российских автомобилистов к такой важной составляющей современного автомобиля, как тормозная система, в особенности к процедуре своевременной замены тормозной жидкости. Этот подход не просто неправильный – это наплевательское отношение, как к собственной безопасности, так и к безопасности остальных участников дорожного движения, не говоря уже о самом автомобиле. Своевременная замена тормозной жидкости - такая же важная процедура, как замена масла в силовом агрегате, трансмиссии и других механических узлах и деталях автомобиля.

Рассмотрим вкратце роль тормозной жидкости для автомобиля. Она является незаменимой компонентой гидравлической тормозной системы авто, передавая усилие от главного тормозного цилиндра к тормозным цилиндрам колес. При выборе тормозной жидкости следует руководствоваться ее основными характеристиками. Например, вязкостью: чем больше этот показатель, тем больше момент реального срабатывания тормозов. Любая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозийные и смазывающие характеристики, способствующие легкому перемещению поршней в тормозном цилиндре и препятствующие появлению на них ржавчины. Требуется соблюдать совместимость тормозной жидкости с другими деталями тормозной системы – резиновыми шлангами и уплотнителями.

Причины замены тормозной жидкости

Большинство автопроизводителей рекомендуют менять тормозную жидкость дважды в год, однако некоторые предлагают выполнять эту процедуру ежегодно. Попытаемся выяснить, для чего и как часто следует все же производить замену тормозной жидкости, и чем грозит ее несвоевременная замена.

Тормозная жидкость является гигроскопичной, хорошо впитывая влагу. Из-за этого при попадании в нее воздуха он вступает в реакцию с тормозной жидкостью с образованием воды. Если жидкость нагревается до температуры более 100 градусов, находящаяся в ней вода превращается в пузырьки пара, которые приводят к образованию газовоздушных пробок. Если в этот момент нажать на педаль тормоза, паровые пробки начинают сжиматься, препятствуя передаче тормозного усилия к цилиндрам. Между тем при экстренном торможении температура в тормозных колодках может достигать до 600 °С, при этом тормозная жидкость нагревается до температуры в 150 °С и более. То есть происходит лавинообразный процесс, когда количество газовоздушных пробок растет, а эффективность торможения резко снижается.

Подсчитано, что за год тормозная жидкость впитывает в среднем 1% или более воды. То есть через два года с начала эксплуатации тормозная жидкость содержит в себе порядка 2 % воды, уменьшая температуру кипения жидкости на 45 °С (если герметичность тормозной системы идеальная).

Замена тормозной жидкости в авто

Часто бывает, что некачественная тормозная жидкость или слишком жесткие условия эксплуатации авто требуют ее замены чаще, чем рекомендуют производители. Основными признаками, указывающими на необходимость посещения СТО для замены тормозной жидкости, являются: малый выбег автомобиля при движении накатом, писки в колесах при движении на сравнительно небольшой скорости, запах горелого в районе тормозных колодок. Замена тормозной жидкости требуется также при возникновении любых неисправностей в гидравлической системе тормозов.

Процедура замены тормозной жидкости обязательно сопровождается прокачкой тормозов. Для этого на все штуцеры для прокачки нужно надеть резиновые шланги, второй конец которых опускают в прозрачные емкости. Штуцеры следует открывать одновременно. После этого из тормозной системы выдавливается отработанная жидкость, вместо которой заливается новая. Завершается процедура замены тормозной жидкости закручиванием штуцеров в обратной последовательности.

Объем требуемой тормозной жидкости зависит от марки автомобиля и рекомендаций автопроизводителей. Для легковых автомобилей объем тормозной жидкости, как правило, не превышает одного литра.

Несколько слов следует сказать о замене тормозной жидкости с ABS. Если антибуксировочная система вашего автомобиля не имеет своего бачка, тормоза прокачиваются через штуцеры тормозных цилиндров, как обычно. Если бачок имеется, в нем жидкость следует заменять методом замещения, прокачивая ее в основной контур тормозной системы.